|
Биология
- Клетка
- структурная и функциональная единица организмов всех царств живой
природы.
- Палеонтологические,
сравнительно - анатомические, эмбриологические доказательства эволюции
органического мира.
- Рассмотреть
внешние строение цветка насекомоопыляемого растения и выявить приспособленность к
опылению насекомыми. Объяснить, как могло возникнуть это приспособление.
- Строение,
жизнедеятельность растительной клетки.
- Ароморфоз
– главное направление эволюции. Основные ароморфозы в эволюции
позвоночных животных.
- Рассмотреть
расположение листьев у комнатного растения и выявить
приспособленность к поглощению
света.
- Строение
и жизнедеятельность клетки животного.
- Вид
–надорганизменная система, его критерии.
- Решить
задачу на анализирующее скрещивание.
- Основные
положения клеточной теории, её значение.
- Половое
размножение, строение и функции мужских и женских гамет. Развитие
половых клеток.
- Рассмотреть гербарные экземпляры растений разных видов
одного рода, сравнить их, выявить различия по морфологическому критерию.
- Химический
состав клетки. Роль органических веществ в её строении,
жизнедеятельности.
- Модификационная изменчивость, её значение в жизни
организма.
- Решить
задачу на наследование гемофилии.
- Вирусы,
их строение и функционирование. Вирусы – возбудители опасных заболеваний
в Ставропольском крае.
- Основные
ароморфозы в эволюции растительного мира.
- Рассмотреть
внешние строение кактуса и найти черты приспособленности к жизни в
засушливых условиях. Объяснить возникновение этих приспособлений в
процессе эволюции.
- Обмен
веществ и превращение энергии в клетке. Ферменты, их роль в реакции
обмена веществ.
- Идиоадаптация
– направление эволюции органического мира. Значение идиоадаптаций.
- Решить
задачу на независимое наследование при дигибридном
скрещивании.
- Энергетический
обмен в клетках растений и животных, его значение.
- Движущие
силы эволюции, их роль в образовании новых видов.
- Рассмотреть
обитателей аквариума и составить пищевую цепь. Объяснить, почему в
аквариуме пищевые цепи короткие.
- Пластический
обмен. Биосинтез белка. Матричный характер реакций биосинтеза.
- Наследственная
изменчивость, её виды. Виды мутаций, их причины возникновения в
Ставропольском крае. Роль мутаций в эволюции органического мира и
селекции.
- Рассмотреть
обитателей аквариума и составить
схему круговорота углерода в нем. Объяснить, почему необходимо
систематически подкармливать рыб.
- Особенности
пластического обмена у растений. Фотосинтез. Строение хлоропластов и их
роль в этом процессе.
- Эволюция
человека. Доказательства происхождения человека от млекопитающих
животных.
- Рассмотреть
обитателей аквариума и составить схему круговорота кислорода в нем.
Объяснить, почему необходимо периодически накачивать в аквариум воздух.
- Деление
клеток – основа размножения и роста организмов. Роль ядра и хромосом в
делении клеток. Митоз и его значения.
- Движущие
силы эволюции человека. Основные стадии
эволюции человека.
- Биологические
и социальные факторы эволюции. Древние поселения человека в Буденовском
районе.
- Сравнить
колосья двух сортов пшеницы или ржи
(или два комнатных растения одного вида) и выявить у них различия по фенотипу.
- Мейоз,
его значение, отличие от митоза. Набор хромосом в гаметах соматических
клетках.
- Популяция
- структурная единица вида. Причины колебания численности популяции.
- Составить
вариационный ряд изменчивости признака семян фасоли или листьев
какого-либо растения. Выявить закономерности изменчивости признака.
- Половое
размножение организмов. Оплодотворение, его значение.
- Наследственность,
ее материальные основы. Гибридологический метод изучения
наследственности.
- Рассмотреть
готовый микропрепарат
растительной клетки, назвать ее основные части и их функции.
- Индивидуальное
развитие организмов. Эмбриональное развитие животных (на примере
ланцетника).
- Правило
единообразия гибридов первого
поколения. Наследование доминантных и
рецессивных признаков.
- С
помощью опыта выяснить наличие ферментов в клубнях картофеля.
- Послезародышевое
развитие: прямое и непрямое. Влияние факторов окружающей среды в г. Буденновске на послезародышевое развитие.
- Закон расщепления признаков во втором поколении.
- Решить
задачу на построение и-РНК на основе известной
последовательности ДНК.
- Гены
и хромосомы как материальные основы наследственности. Их строение и
функционирование.
- Биогеоценоз
как экологическая система, его звенья, связи между ними.
Биогеоценозы Ставропольского
края.
- Решить
задачу на сцепленное полом наследование.
- Закон
независимого наследования признаков. Причины расщепления признаков у гетерозигот.
- Биогеоценоз
дубравы.
- Рассмотреть
под микроскопом микропрепарат митоза в клетках корешка лука, найти
клетку в состоянии интерфазы, зарисовать ее назвать признаки интерфазы.
- Закон
специального наследования, его материальные основы, группы сцепления.
Значение кроссинговера.
- Биогеоценоз степи в
восточной зоны Ставропольского края. Цепи питания.
- Рассмотреть
под микроскопом микропрепарат
митоза в клетках кончика корешка лука, найти клетку в состоянии профазы,
зарисовать ее и назвать признаки профазы.
- Половые
хромосомы и аутосомы. Сцепленное с полом
наследование.
- Биогеоценоз
водоема. Цепи питания (на примере оз. Буйвола, г. Буденновска)
- Рассмотреть
под микроскопом микропрепарат
митоза в клетках кончика корешка лука, найти клетку в состоянии
метафазы, зарисовать и назвать признаки метафазы.
- Взаимодействие
и множественное действие генов как основа целостности генотипа.
- Состояние
организмов - продуцентов, консументов, редуцентов в экосистеме.
- С
помощью опыта доказать, что фермент в клетках клубня картофеля,
расщепляющий перекись водорода, имеет белковую природу, какова
химическая природа всех ферментов?
- Генетика
человека. Методы изучения наследственности человека, наследственные
заболевания, их профилактика.
- Соморегуляция в биогеоценозе. Многообразие видов, их
приспособленность к совместному обитанию.
- Рассмотреть
в аквариуме рыб, найти разные виды и объясните, почему особи разных
видов не скрещиваются между собой.
- Роль
генотипа и среды в повышении
продуктивности
сельскохозяйственных растений и животных.
- Изменения
в биогеоценозах. Причины смены
биогеоценозов. Охрана биогеоценозов.
- Рассмотреть
на влажном препарате клубеньки на
корнях бобовых. Описать характер взаимоотношений клубеньковых бактерий и
бобовых растений. Составить цепь питания с включением в нее данных
организмов.
- Разнообразие
сортов растений и пород животных - результат селекционной работы ученых.
Закон Н.И. Вавилова о гомологических рядах наследственной изменчивости.
- Агроценоз (акроэкосистема),
его отличие от биогеоценоза. Пути повышения продуктивности агроценоза.
- Описать
фенотипы своего организма и высказать предположение о его генотипе по
ряду признаков, например по цвету волос и глаз,
росту.
Основные методы селекции растений и животных: гибридизация и
искусственный отбор.
- Круговорот
веществ в экосистеме. Основной источник энергии, обеспечивающий
круговорот веществ.
- Решить
задачу на определение аминокислот в молекуле белка с использованием
таблицы генетического кода.
- Гетерозис,
полиплоидия, мутагенез, их использование в селекции. Причины
использования гибридных семян кукурузы, бройлерных цыплят в сельском
хозяйстве.
- Изменение
биогеоценозов под влиянием
деятельности человека в Ставропольском крае. Меры охраны биогеоценозов.
- Рассмотреть
микропрепарат покровной ткани листа, выявить особенности ее строения,
обеспечивающие поступление углекислого газа в лист и испарение воды.
- Естественный
и искусственный отбор, их сходство и отличия, роль в возникновении
многообразия органического мира.
- Биосфера,
ее границы, причины бедности жизни в морских глубинах, в литосфере, в
верхних слоях атмосферы.
- Рассмотреть
микропрепарат поперечного среза листа, найти основную ткань, выявить
особенности ее строения и черты
приспособленности к
фотосинтезу.
- Сорт
растений и порода животных как искусственные популяции, их сходство и
различие с естественными популяциями. Сорта растений и породы животных
выращиваемые на Ставрополье.
- Биомасса,
или живое вещество биосферы, закономерности распространения биомассы в
биосфере, тенденции ее изменения под влиянием
деятельности человека.
- Из
предложенных гербарных материалов, коллекций, чучел, муляжей составить
цепь питания, определить направление движения вещества и энергии в ней.
Объяснить, почему в данной цепи начальное звено составляют растения.
- Многообразие
видов в природе его причины. Влияние деятельности человека на Ставрополье.
Биологический прогресс и регресс.
- Живое
вещество, его роль в круговороте веществ и превращении энергии в
биосфере.
- Рассмотреть
под микроскопом лист элодеи, найти хлоропласты в клетках и объяснить их
роль в фотосинтезе.
- Приспособленность
организмов к среде обитания, ее причины. Относительный характер
приспособленности организмов, приспособленность растений к использованию
света в биогеоценозе.
- Изменения
в биосфере под влиянием деятельности человека. Сохранение равновесия в
биосфере как основа ее целостности.
- Решить
задачу на промежуточный характер
наследования.
- Экологическое
и географическое видообразование,
их сходство и различие.
- Учение
В.И. Вернадского о биосфере. Ведущая роль живого вещества в
преобразовании биосферы.
- Решить
задачу на моногибридное скрещивание.
|